ТАЛАНТ - СЛУЖИТЬ ТАЛАНТАМ...

      - Лола, мы с Вами давно знакомы - с горячих 90-х.... Вы были уже тогда оптимистично-энергичны: организовывали и проводили фестивали, конкурсы, встречи с детьми и взрослыми в больших российских городах и стонущей глубинке,  в бывших советских республиках и благополучном зарубежье. И ещё выступали в телерадиоэфирах, печати с  научными статьями, рецензиями, яркой публицистикой. По сути, с "одной, но пламенной страстью" - поддержать российскую культуру и её  талантливых творцов.  Вневременной вопрос: где деньги!? -  удивительным образом находил у Вас ответ... Впрочем, эта и нынешняя линия жизни... Не  устали?
      - В этом году у меня две большие утраты – убили моего родного брата, члена Союза писателей России, и только что умер мой батюшка.  Устаёшь от утраты близких, творчество и сотрудничество с талантливыми людьми придаёт новые силы.
    - Не счесть талантов  матери-России... Но ведь одарённые люди нередко эгоистичны, самолюбивы и самовлюблённы, когда уже признаны, к примеру, благодаря Вашим усилиям... Было такое? Обижались?
     - Одна моя мудрая знакомая, в прошлом – подруга Владимира Высоцкого, а сейчас жена академика, народного художника любит повторять, что обижаются только приживалки и домработницы. Я радуюсь успехам тех, кого помню начинающими, как, например, худенького московского десятиклассника Диму Быкова, который по рекомендации Новеллы Николаевны Матвеевой (мы с ней очень дружили тогда) принёс мне в журнал «Литературная учёба» свои первые стихи. Или повесть «Сонечка», которую принесла приведённая подругой моей юности Диной Рубиной никому не известная сценаристка Людмила Улицкая для публикации в первом независимом альманахе «Теплый стан», где я была вместе со вскоре сбежавшим в Польшу Станкевичем членом редколлегии. Горжусь, что знакомая мне с десятилетнего возраста (я возглавляла в Геленджике фестиваль «Дети и книги») Леночка Погорелая сейчас – самый молодой за всю историю журнала «Вопросы литературы» ответственный секретарь,  доцент Университета дружбы народов, известный поэт и критик. Абсолютно не обижаюсь, что сегодня почти не общаюсь с ними, приятно, что мне уже тогда, много лет назад была понятна сила таланта этих людей, и, как видите, я в них не ошиблась.
       - Открытие миру какого дарования  - литератора, артиста, художника - считаете своей важной победой?
      - Одной из первых я писала о стихах и прозе Бориса Тимофеевича Евсеева, тогда почти никому не известного подмосковного литератора, сейчас – вице-президента Русского ПЕН-центра, лауреата премии правительства РФ, сразу поняла масштаб дарования Юрия Нечипоренко, прочитав его повесть «Мой отец – начальник связи», которая спустя 25 лет получила престижные премии «Золотого Дельвига» и «Ясную поляну».
      -  Личность, которая стала для Вас путеводителем в начале  жизненного пути?
     - Сначала, конечно, матушка, литературовед Динэра Миахйловна Выгорбина – она написала две книги о лирической драме А. Вампилова, А. Арбузова, В. Розова, читала нам с братом с детства стихи шестидесятников, потом (она уехала в другой город преподавать, оставив меня с бабушкой) меня воспитывали её институтские учителя – друживший с М.И. Цветаевой литературовед Евгений Борисович Тагер и близкий друг Бориса Леонидовича Пастернака, искусствовед Елена Ефимовна Тагер, читавшая и обсуждавшая со мной, 10-летней, книгу Н. Дмитриевой о Пикассо.
       -  Альманах  "Литературные знакомства" - это  продолжение поиска талантов и служения России?
      - Моя задача - давать в каждом номере интересных писателей  разных поколений и живущих в разных городах и странах, чтобы литератор или художник мог увидеть себя в контексте современной культуры, её международном пространстве, среди разных поисков и традиций. Хочется, чтобы младшие знали старших, а старшие понимали и поддерживали младших. Мне в свое время очень помогли и Валентин Дмитриевич Берестов, и Новелла Николаевна Матвеева, и Римма Федоровна Казакова, и Юрий Иосифович Коваль, и Роман Семенович Сеф, и Яков Лазаревич Аким, чьи стихи ценила А.А. Ахматова.
    - Вы написали немало книг, серьёзных материалов о развитии культуры и её сегодняшнем состоянии в мировом пространстве... Доброжелательный человек и профессионал, кого-нибудь критиковали? И вообще жанр, в частности, литературной критики еще существует? Объективные критерии оценок есть?
      - Конечно, ещё в середине 80-х годов я в «Литературной газете» высмеивала детских писателей, пишущих слишком много о кошках и дождях, анализируя один из наших знаменитых детских журналов (главный редактор на меня до сих пор немного обижается), писала о политической конъюнктуре для детей «Дедушка Калинин и его узбекские внучата» - эта книга ташкентского писателя Павла Шуфа вышла в издательстве «Юлдузча» уже в перестройку, когда по архивам было известно: М.И. Калинин приезжал в Ташкент, чтобы в составе тройки подписать сотни расстрельных приговоров для узбекской интеллигенции и репрессированных бывших членов правительства. Среди пострадавших и чудом не погибших был мой родной дед. Недавно я, по просьбе, депутатов Думы готовила обзор по детской литературе и резко выступала против халтурных текстов Андрея Усачева, человека талантливого, но слишком,  на мой взгляд, ёрнически-издевательски прогулявшегося по картинам великих художников из Третьяковки и Эрмитажа.
     - Кто, по Вашему мнению, в литературном сообществе  сегодня   будет непременно вскоре замечен....
      - Много талантливой молодежи. Я рада, что в Литературном институте учатся сегодня три талантливых девушки, начинавшие свой творческий путь в детско-юношеском альманахе «Серебряные сверчки», который уже пять лет мы издаём с литературно одарёнными подростками, - это Мария Щавелева, Катя Лошакова и Марина Цуранова. Мне бы очень хотелось, чтобы они состоялись в большой литературе. Это независимый, неторопливый и фантастически одаренный, на мой взгляд, пятнадцатилетний Пётр Матвеев из Тулы (он в январе этого года занимался в мастерской эссе, которую я вела в образовательном центре «Сириус») и его ровесник Коля Сотрихин из Одинцова, который стал прошлом году  с рассказом «Трубач» (мы потом опубликовали его в «Серебряных сверчках») в Смоленске лауреатом фестиваля памяти Бориса Васильева – юноша, уже написавший и поставивший несколько пьес в своей школе. Это юная Анна Бирюкова из Курска, побывавшая уже в 20 странах, и написавшая о Вьетнаме, Бали и пушкинском Михайловском так, что сразу слышишь её негромкий и запоминающийся голос и видишь нарисованную ею точно и ярко в мельчайших пластичных деталях живую сценку или пейзаж. 
           - Благодарю за искренность.....